Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

В. И. Фомин

НОВОДЕВИЧЬЕ

Краткая история села, составленная на основании материалов Центрального государственного архива древних актов, Ульяновского государственного областного архива, устных преданий и других источников.


В пятнадцатикилометровой пойме от Новодевичья до Ягодного, где теперь разлилось Куйбышевское море, протекала великая русская река Волга. В течение многих тысячелетий ее стремительные воды смывали песчаные острова возле одного берега и наносили их к другому. Так Волга постепенно перемещала свое русло и делилась на отдельные малые и большие рукава.

В XVII столетии в этих местах Волга имела два рукава — один узкий, он только еще начинал интенсивно размываться, а по левую сторону, километрах в двух от него за островом, второй — основное русло Волги, которое до недавнего времени называлось Атрубой.

На правом, нагорном берегу и луговой пойме стояли нетронутыми дремучие леса. Черноземные почвы на нагорной стороне лежали неразделанными. Дичь в лесах не пугана, рыба не ловлена.

В те далекие времена церковь в Русском государстве приобретала большую силу. Духовенство получало много новых земель и строило на них свои монастыри. Это было выгодно царю и боярам, чтобы легче держать народ в своем повиновении. История села Новодевичья тесно связана с колонизацией монастырями земель по брегам Волги.

В 1683 году Московский Новодевичий монастырь по­ручил от царя жалованную грамоту на «Симбирские Атрубские воды со всеми рыбными ловлями в тех уро­чищах в вотчину... да им же против тех рыбных ловель на берегу Волги та нагорной стороне отвести под двор земли, где жить работным людям и для поклажи ры­бы и всяких припасов, да к тому двору под огород зем­ли 500 сажен в длину и 500 поперек». (Центральный государственный архив древних актов (в даль­нейшем — ЦГАДА), ф. 281, д. 1550.)

С этой целью Московский Новодевичий монастырь снарядил экспедицию из «работных людей». Доплыв по Волге, экспедиция остановилась между двух возвы­шенностей у полого спускавшейся к берегу площадки.

Скоро на площадке лес был вырублен и выкорче­ван, а на этом месте построены жилые и хозяйствен­ные помещения Новопречистенского монастыря. Не­сколько ниже, ближе к берегу Волги, стали селиться ры­баки, бурлаки, крестьяне и прочие работные люди. Так, на берегу Волги возникло большое село, получившее имя монастыря — слобода Новопречистенская, Новоде­вичье тож.

Впервые Новопречистенская слобода упоминается в 1688 г. в выписи из межевой книги Симбирского уез­да, письма и межевания стольника Михаила Пуш­кина. (Там же, ф. 1209, межевые книги № 159, л. 117)

Скоро эта монастырская вотчина стала желанной для одного из самых богатых и могущественных людей России во времена Петра I — князя А. Д. Меншикова. И в 1710 году село Новопречистенское жалуется ему в обмен на его Ингерманландские имения.

В межевых книгах дьяка Ивана Лосева в 1710, 1711, 1712 годах записано: «В Пречистенской слободе с се­лами и деревнями вотчинниковых 300 десятин, а четьми ( Четь — старинная мера площади, в одной чети — 0,5 деся­тины) иметца 4148 четь в поле, а в дву потому ж сенных покосов по Волге и на островах и по дуброве и полос­кам 8296 десятин, лесу непашенного и дубков и редкодубу 104 093 десятин».

Сохранилось описание села в 1716 году. 

«Село Новопречистенская слобода на берегу Вол­ги на нагорной стороне, а в ней церковь во имя Нико­лая Чудотворца деревянная, новая со всякой церков­ной утварью... Двор вотченников со всяким дворовым и хоромным строением... Да при той же Новопречис­тенской слободе на Альшанском ключе винокуренный завод с припасами и со строением и с всякою по­судою... Да при том же заводе на Белом ключе от то­го заводу верстах в двух 5 мельниц, на которых мелят на оный завод запас, а оные мельницы держит той же Новопречистенской слободы крестьянин Сила Гурьев, на всех тех мельницах жернов по одному поставу. Да ниже того заводу на Ольшанском же ключе, близ Вол­ги-реки, мельница наливная на одном поставе, да при Новопречистенской слободе на речке Красной мельни­ца об одном поставе со всякой мельничной снастью... Да на той же нагорной стороне при Новопречистенской слободе, вверх по реке Волге, на берегу, близ дворов той слободы двор рыбной со всяким строением, где живут рыбаки и работные люди, и кладется всякая ловленная рыба...»  ЦГАДА, ф. 1209, дела старых лет, X» I, лл. ИЗ, 18, 75, 76. 130.)

По переписи 1719 года в слободе насчитывалось 567 дворов, в них мужского пола 1316 человек. По то­му времени это было огромное и быстро растущее село.

Князь Меншиков владел селом до 1727 года, а за­тем, в результате дворцового переворота Меншиков был лишен всех чинов, сослан в т. Березов, а имения его конфискованы. Село Новопречистенское — Ново­девичье в 1728 году вновь возвращается Московскому Новодевичью монастырю.

Преданий о точном месте расположения монастыр­ского двора до нашего времени не сохранилось, а су­дить по обнаруживаемым под землей кирпичным фун­даментам, бревнам и черепице очень трудно, так как такие предметы находятся во многих местах.

В наше время сохранились названия: «Завод», ос­татки его в западной части Елшанки, «Монастырское поле»— южнее водоисточника «Глинница».

Монастырские крестьяне, работные люди, рыбаки и бурлаки не были крепостными. Жили они по сравне­нию с крепостными лучше. Но избы у них топились по-черному. Зимой скот на ночь загонялся в жилье. Для освещения жгли лучину. Люди носили самотканую одеж­ду. Все они были неграмотны.

По-другому жили служители монастыря, но доступ в их двор был закрыт.

В 1763 году проводилась подробная опись села: мо­настырский двор имел три горницы с прихожей и люд­скими избами (помещение для слуг), окружен много­численными хозяйственными постройками.

На монастырском скотном дворе стояло 30 лошадей, 4 быка, 9 коров, 83 овцы.

В селе было выстроено 40 лавок, ежегодно 8 июля проводилась ярмарка. Рыбные ловли монастырем сда­вались в оброк, доход с них составлял 237 рублей в год. По тому времени это была большая сумма. Крестьяне пла­тили в монастырь оброк по 1 рублю с каждой ревиз­ской души. Для уборки монастырского хлеба нанима­лись работные люди: «Оные работные люди, будучи при тех работах содержались на собственном своем пропитании, а заработку им по исчислению деньгами: жнецам ста семидесяти человекам по три копейки за день» (ЦГДА, ф.280, оп. 3, д.380, лл. 879 - 901).

В 1764 году после секуляризации[1] монастырских владений оно перешло в ведение коллегии, управляв­шей бывшими монастырскими вотчинами.

В 1768 году Екатерина 11 именным указом жалует ряд приволжских сел и деревень, в том числе и село Новопречистенское — Новодевичье графам Орловым в вечное и потомственное владение.

Из документов Усольской вотчины, хранящихся в Ульяновском государственном архиве, известно, что приволжские села, принадлежавшие вначале графу Григорию Орлову, после его смерти перешли во вла­дение к сыновьям: Усолье, в котором находилась глав­ная вотчинная контора графа, с прилегающими села­ми, а также имение в селе Тукшуме (ныне совхоз Новодевиченский),— Владимиру. Село Новодевичье, в котором была вотчинная контора, и земли на правой сто­роне Волги с деревнями: Рождествено, Рязань, Переволоки, Сосновый Солонец и другие, а также Екатериновская волость — Федору.

 После смерти Федора Орлова эти земли с селами и деревнями перешли по наследству к брату Алексею  Григорьевичу—графу Орлову-Чесменскому, аншефу и камергеру императрицы. Еще при жизни графа управление Новодевиченской вотчинной конторой передано нм дочери Анне Алексеевне Орловой-Чесменской.

После того как монастырский двор перешел во вла­дение помещиков, село было переименовано в село Новоде­вичье, по имени Московского Новодевичьего мона­стыря.

В период помещичьего господства село пережило голод, эпидемии, пожар. Во время пожара сгорела де­ревянная церковь, простоявшая 81 год.

После пожара жители села постепенно стали отст­раиваться и восстанавливать свое разрушенное хозяй­ство. Встал вопрос о строительстве новой церкви. Об этом заботилось правительство, а духовенство пеклось еще больше. Решено было в Новодевичье построить новую церковь из кирпича. На постройку ее казна от­пустила небольшие средства. Часть денег внесли куп­цы, часть собрали с населения сел и окрестных дере­вень. Но основную сумму внесла помещица графиня Орлова-Чесменская.

Для изготовления кирпича было налажено кустар­ное производство. Выписан иностранный архитектор, который выбрал для церкви место с таким расчетом, чтобы ее далеко было видно по Волге. Это место ныне затоплено морем. А тогда в центре села было озеро. Оно питалось ручьем, берущим начало из овражной горы, и речкой Глннницей. Здесь и решено было постро­ить церковь. Крестьяне не покладая рук осушали озе­ро, рыли канавы, отводя речку и ручей в Волгу. Выко­пали котлован. Началась закладка фундамента. Строи­тельство продвигалось медленно. Но вот возведен фундамент, укладывают стены... и сооружение дает зна­чительный крен: болотистый подпочвенный грунт не выдер­жал тяжести, усел. Строительство приостановили. А со­оружение давало все большую осадку и крен. Тогда крестьяне принялись разбирать все до основания. Кот­лован был углублен до твердого грунта. Не один год понадобился, чтобы воздвигнуть грандиозное, по тому времени сооружение семидесяти метровой высоты.

Затем началась отливка колокола. Пять мелких — разных размеров, «пожарный». «Чернов», по имени куп­ца, отливавшего за свои деньги, а несколько лет спус­тя был повешен самый большой колокол (316 пудов). Звон его был слышен на многие километры. Церковь в Новодевичье была одним из красивейших архитектур­ных сооружений на Волге. Она была, как говорится в одном документе, «о трех престолах» в честь разных святых.

В селе в то время был 371 крестьянский двор, а жи­телей 1484 человека. Еженедельно проводились хлеб­ныеторги, для которых на берегу Волги помещиком было построено 89 деревянных амбаров. В том же до­кументе говорится: «В помянутом же селе состоит ка­зенный питейный дом деревянный, а на речке Черной стоит мукомольная мельница об одном поставе, на ко­ей мелитца разной хлеб для крестьянского обихода. В реке Волге ловится рыба: белуга, осетры, севрюга, сомы, белорыбица, стерляди, лещи, судаки, жерехи... Лес растет дубовый, березовый, осиновый, ореховый, ивовый, кленовый, который для поташа не способен. Бывают звери: волки, лисицы, зайцы и белки, птицы: тетерева, рябцы. куропатки, соловьи, дрозды, скворцы, чижи, щеглы, в полях сороки, галки, жаворонки, сини­цы, перепела и овсянки, при водах разных родов дикие гуси, утки, кулики и бекасы. Грунт земли черноземный, из посеянного на нем хлеба лучше родится рожь, овес, пшеница, а прочие семена средственны. Крестьяне сос­тоят на оброке: платят в год с души господам по деся­ти рублей. Промысел имеют хлебопашество, рыбную ловлю, а некоторые содержат пчел, к чему они радельны. В зажитках своего состояния изрядны. Женщины сверх полевой работы упражняются в домашнем руко­делии, прядут леи, посконь и шерсть, ткут холсты и сукна для своего употребления, а частию и на про­дажу...»

В документах Усольской вотчины сохранилась пе­реписка о сватовстве дворового человека Усольской вотчины Авдеева к новодевиченской девице Варваре, дочери вдовы Липы Денисовны Климовой. Графиня Орлова-Чесменская писала, что не возражает выдать Климову в Усолье, но с условием: если произойдет обмен такими девицами, т. е. если парень из Новодевичья женится на девице из Усолья.

В 1818 году между графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской и ее сестрой Прасковьей Алексе­евной произошел раздел имений. Новодевичье перешло в единоличное владение Анны Алексеевны.

В 1820 году произошло размежевание Усольской и Новодевиченской вотчин. Графиня распродавала не­движимость, и новодевиченские крестьяне постепенно откупались, и село стало свободным.

С этого момента крестьяне начинают больше производить хлеба и других продуктов. Оживляется тор­говля. Бедняки становятся бурлаками.



[1] С е к у л я р и з а ц и я — обращение церковной п монастырской •собственности в собственность государства. (Ред.).

  Читать дальше: Фомин В.И. Новодевичье. Краткая история, продолжение

Новодевичье. Краткая история. Фомин В.И.