Газета Новодевиченского района "КОЛХОЗНЫЙ ПУТЬ" 2.10.1958г., рубрика "Села нашего района"
Поселок ДРД
Из всех населенных пунктов нашего района самым молодым является, пожалуй, рабочий поселок ДРД. Основание его относится к 1930 году.
В стране бурно шло строительство промышленных предприятий. Это вызывало потребность в лесоматериале.
С северо-запада на юго-восток наш район пересекают большие массивы лиственного леса, который представляет собой большую ценность. Например, дуб является ценнейшим экстрактовым сырьем, он также . идет на рудничную стойку. Береза разделывается на фанерный кряж, липа—на тарник, осина идет на спички и т. д.
Вот тогда-то и пришли в самую гущу леса с топорами и пилами поселенцы-лесорубы. Первыми из них были Погибловы Иван Семенович е сыновьями: Михаилом, Петром, Александром и Иваном. Последний и поныне живет и работает на ДРД. Затем прибыли сюда, ныне пенсионеры: Мохнаткин Павел Николаевич с сыном Николаем, Богданов Григорий Сергеевич с сыном Иваном, Пыхтунов Никифор Евдокимович имногие другие.
Сокращенное название поселок получил от проложенной в 1930 году из леса до села Новодевичья доско-рельсовой дороги—ДРД, которая была построена для удобной и быстрой переброски древесины к местуводной транспортировки.
Разработка леса велась первое время примитивно, исключительно вручную: топором, поперечными и лучковыми пилами. «Все сознавали тогда, — говорит Мохнаткин Павел Николаевич, — что молодая советская страна очень нуждается в лесоматериалах, мы и в ручную работали не покладая рук. От 12 до 16 кубометров заготовляли на поперечную пилу в день».
«Вывозка древесины производилась исключительно гужевым транспортом, — вспоминает Пыхтунов Никифор Евдокимович, - по доско-рельсовой дороге. Возили из леса до Новодевичья по 3 кубометра на одну лошадь».
За четыре года существования доско-рельсовой дороги были перевезены по ней десятки тысяч кубометров древесины, На смену гужевому транспорту в 1938 ходу Ново- девиченский леспромхоз получил, автомашины. Еще в дореволюционные времена помещиком, неким Дурасовым через лес была проложена булыжная мостовая дорога для транспортировки хлеба к пристани Новодевичье и сырья для суконной фабрики в селе Подъячевке. Правда, мостовая предназначалась для гужевого транспорта, но тогда была пригодна и для автомашин.
Постепенно разрастался поселок. Строились новые бараки для жителей, жизнь становилась лучше. Но мирный труд прервала Великан Отечественная война. Но и в войну заготовка и вывозка древесины на ДРД не приостанавливалась. Женщины, дети, инвалиды - все трудились для фронта.
В послевоенный период на ДРД начала широко внедряться техника. Вместо поперечной и лучковой пилы появились передвижные электростанции.
(сначала с электропилами системы «Вакон» для двух электропильщиков; а затем с усовершенствованными электропилами системы «ЦЙ1НМЭ КЧ>» для одного электропильщика.
«В 1948 году,—говорит Галков Николай Михайлович,—я был электромехаником на первой передвйжной ; электростанции Сначала трудно привыкали рабочие к механизированной лесоразработке. По старинке были , склонны работать лучковой пилой да топором, а теперь привыкли и научились обращаться с электропилами. Намного облегчился труд и увеличилась производительность труда».
Постепенно в лесу на всех вида,х работ появилась новая техника: на заготовке—электропилы, на трелевке—трелевочные тракторы, на вывозке —тяжелые грузовые автомобили.
Сейчас на ДРД насчитывается 64 хозяйства. Кроме 15 жилых бараков и домов имеется здание клуба, новый магазин, пекарня, конный парк, водокачка. Все квартиры на ДРД радиофицированы. Имеется медпункт и школа.
С каждым днем повышаются материальное благосостояние и культурный уровень жителей поселка. Почти в каждой семье — радиоприемник, патефон, гармошка, швейные машины, велосипеды и мотоциклы.
Дети многих рабочих вышли на большую жизненную дорогу Сын Никифора Евдокимовича Пыхтунова - офицер Советской Армия. С гордостью рассказывает о своем сыне Михаил Афанасьевич Дунаев. В далеких северных морях он водит корабли. В медицинском и еельскохознйственном институтах учатся дети лесорубов Павла Ильича Елисеева и Ивана ГригорьевичаБогданова.
К сожалению, есть здесь и неудобства. Руководителям лесопункта и леспромхоза надо серьезно заняться благоустройством пбселка ДРД и улучшением бытовых' условий"рабочих. Необходимо наладить работу водокачки и электрифицировать квартиры рабочих. Для школы и медпункта обязательно нужно выделить отдельное здание.
В. Фомин, селькор, газета «Колхозный путь» 2 октября 1952 года.
(из архива библиотеки Новодевиченского СДК)
Фотоархив Елапина Александра Васильевича - памятные фотографии посёлка ДРД
Примечание: В Самарской области был еще один поселок с названием "ДРД":
"Поселок ДРД жил на Шелехметских горах всего около трех десятков лет “с небольшим перерывом”. Наверное, все, что от него осталось – кладбище, развалины в лесной глуши и папка документов в архивах Куйбышевобллесхоза. И еще – несколько человек, у которых в документах, должно быть, отмечено: место рождения – пос. ДРД Рождественского сельсовета Волжского р-на Куйбышевской области.
Между тем, ДРД появился в глубине леса только благодаря громоподобным событиям Большой Истории, сотрясавшей все континенты. Возник поселок в 1946-47 гг. В глубине леса к западу от села Шелехметь был устроен небольшой лагерь для пленных солдат побежденного Вермахта. Кому-то понадобилось забросить выходцев из центра Европы в самую дикую глушь на границе Азии, в чащу.
В поселке была устроена лесопилка, и лагерь снабжал государственные учреждения Куйбышева дровами и досками... Кирилл СЕРЕБРЕНИТСКИЙ, Подлинная, хотя и краткая, история ДРД