Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Разрушенный Казанский храм в с. Новодевичье. Фото 1895 года

Из книги "ХРАМЫ ШИГОНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ: прошлое и настоящее", Шигоны, 2008. стр.46-52.

Казанская церковь

Село Новодевичье раскинулось на живописном волжском берегу. Трудно пред­ставить эти места дикими и необжитыми. Более трёхсот лет назад так оно и было. В 1683 году, когда царь жаловал эти земли московскому Новодевичьему монастырю, сюда снарядили экспедицию. Началось освоение земель и строи­тельство помещений Новопречистенского монастыря. Постепенно возникло боль­шое село, первоначально называвшееся Новопречистенская слобода, по имени монастыря-владельца.

В то же время, согласно другим источникам, в начале XVIII века село носило название Новодевичье. По свидетельству «Путешествия Корнилия де-Бруина че­рез Московию», в упоминаемый период на берегу Волги уже «раскинулось до­вольно обширное село, густо застроенное, с несколькими церквами и высокой колокольней». Следует добавить, что на старинных картах Новодевичье именует­ся как село Благовещенское. Возможно предположить, что это название связано со строительством в селе храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Но точных данных об этом нет.

В 1710 году слобода была пожалована князю А.Д. Меньшикову на его имения. В 1716 году здесь построили новую деревянную церковь во имя святителя и чу­дотворца Николая.

Спустя десять лет село Новопречистенское вновь возвращается монастырю, а в 1768 году именным указом Екатерины Второй жалуется графам Орловым, сна­чала Орлову Григорию, а затем его сыну Фёдору. После смерти Фёдора село с другими многочисленными владениями переходит к его брату Алексею, графу Орлову-Чесменскому. Ещё при жизни графа Алексея Григорьевича управлять Новодевиченской вотчиной стала его дочь, Анна Алексеевна Орлова-Чесменская.

Старая деревянная церковь сгорела во время пожара, и графиня Анна Алексе­евна берётся за строительство каменной церкви. Замысел был грандиозен. Храм, по задумке архитектора, должен был возвышаться на самом берегу Волги, чтобы видно его было далеко по реке. Во время строительства обнаружился крен, и здание, наполовину построенное, пришлось разобрать, чтобы укрепить фундамент. Несмотря на все трудности, в 1794 году храм был воздвигнут. Высота его достигала 37 метров, это было действительно красивейшее архитектур­ное сооружение, гордость не только Новодевичьего, но и всей округи.

На осуществление подобного плана ушло, конечно, немало средств, основ­ную часть которых внесла сама графиня. Много было собрано и жителями не только этих мест, но и окрестных деревень. Помогали, чём могли, и купцы. Не­значительная сумма была выделена из казны. На Руси церкви обычно строили всем миром.

Для храма отлили шесть колоколов, один из которых, весом в 316 пудов 14 фунтов, вобрал в себя золото и серебро многих жертвователей из крестьян Ново­девичьего.

Храм имел три престола: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, в правом приделе во имя святителя и чудотворца Николая и в левом во имя святых праведных Захарии и Елизаветы. На фотографии 1926 года мы видим, что храм получился действительно впечатляющим. Старожилы вспоминали, что по углам ограды стояли красивые кирпичные башенки с окнами из разноцветных стёкол. В ограде церкви находилось много богатых памятников, склепов на могилах известных людей села.

Также выстроили две каменные часовни. Одна стояла на берегу Волги прямо  против храма, другая находилась в трёх верстах по берегу, при ключе Елшанке.

Сейчас мы можем только мысленно представить, какой очаровательный вид на село открывался для путешественников, приближающихся по Волге к приста­ни Новодевичьего. В первую очередь, конечно, появлялись купола церкви, сверкали кресты часовен, затем показывались многочисленные ветряные мельницы,  амбары и другие постройки.

К началу XIX века Новодевичье стало крупным процветающим селом. Жителей насчитывалось около 4.500 человек, и чем только не занимались, чем только не торговали: здесь работали кожевни и овчинные заведения, мололи зерно сорок ветряных мельниц, рыбаки открыли свой рыбный двор. На еженедельных базарах крестьяне торговали плодами и ягодами из своих садов; одних яиц отправляли отсюда более одного миллиона штук в год. На пристань из многочисленных амбаров везли главное богатство Новодевичьего - зерно.

Удивительно, но храм простоял около 150 лет и служил бы ещё, если бы в 1933-34 годы не был разрушен... После строительства на Волге ГЭС в конце пяти­десятых то место, где возвышалась церковь, ушло под воду. Камень же использо­вали при строительстве школы, мастерских, узла связи и других сооружений.

 

Никольская церковь

По какой-то загадочной причине об этой церкви известно гораздо меньше, чем о Казанской, хотя она более поздней постройки и разрушена была на не­сколько лет позже. Не осталось фотографий. Пока не найдено никаких, архивных сведений о ней. И всё же она существовала. Вот что рассказали о ней местные жители. Была она деревянной, стояла посредине сельского кладбища (видимо, строилась как кладбищенская церковь). Сейчас это место можно найти, если зайти за нынешнюю школу, которая и построена на старом сельском кладбище... Престольный праздник приходился на Николу зимнего, скорее всего, освящена церковь была во имя святителя и чудотворца Николая. В храме находилось мно­жество икон дивной красоты, были среди них очень большие по размерам, укра­шенные бисером. Когда и кем был построен храм, пока неизвестно, но, бесспор­но, в начале двадцатого века.

История же его разрушения тесно переплетается с судьбой последнего пастыря, служившего здесь в страшные для верующих людей тридцатые годы. Неко­торые жители села ещё помнят по своим детским впечатлениям этого батюшку, который уже немолодым служил в их церкви и пострадал за свою веру...

О Нём мы узнаём из книги «Новые мученики и исповедники Самарского края». Это отец Пётр (Винокуров Пётр Андреевич), 1879 года рождения, который в 20 - 30-е годы проживал в селе Новый Тукшум, а в Новодевичье прибыл в 1933, По по­казаниям доносчиков, отец Пётр «вёл агитацию против закрытия церкви, посылал граждан в сельсовет с. ходатайством о прекращении обсуждения этого вопроса». Очередная попытка закрытия церкви была совершена в мае 1937 года, когда по колхозникам ходили с подписным листом. Но попытка провалилась, колхозники встали на сторону священника, который говорил им о грядущей войне, о том, что этой власти скоро придёт конец.

Осенью 1937 года священника Винокурова арестовали, при обыске на квар­тире обнаружили «рукописи с антисоветским содержанием». В этих рукописях были стихи, одно из которых, как признался отец Пётр, он написал сам. Называ­ется стихотворение «Проснись, душа!..»

 

 Пора тебе уж пробудиться,

О бедная душа моя.

Должна ты скоро возвратиться,

Конец приходит бытия.

 

Восстань, глас внутренний взывает,

Да понудит тебя Христос,

Кто всё Собою наполняет.

И всё за грешных перенёс.

 

Ты спишь, душа, а ангел света.

Стоит и тихо слёзы льёт.

Ты спишь, греховной мглой одета,

А смерть тебя как жертву ждёт.

 

Она придёт как гость незваный,

В себе весь ужас затая.

И в час неведомый, нежданный

Проснись, проснись, душа моя...

 

Ты спишь в забвении беспечно,

Ты спишь в несчастной суете,

А время льется скоротечно,

И мы идём к своей чреде.

 

Страшись греха, он постепенно

Тебя, ужалит, как змея.

Взгляни, зияет уж геенна,

Проснись, проснись, душа моя.

 

Восстань, опомнись хоть мгновенье,

На ложе мрачное взгляни. 

Почувствуй стыд и униженье

И сон греховный отжени.

 

Господь давно к тебе взывает.

Его ты светом озарись.

Смотри, Он длани простирает.

Душа, душа моя, проснись.

 

Ты спишь, а враг твой зрит всечасно,

Ты спишь, а бездна под тобой.

И Божий гнев, как гром ужасный,

Гремит над грешною главой.

 

Он скоро, скоро разразится,

Иссякнет благости струя.

И дверь спасенья затворится,

Проснись, проснись, душа моя.

 

На допросе отец Пётр признался, что стихотворение направлено против со­ветской власти и что он считает себя её врагом...

Расстрелян был последний пастырь новодевиченской церкви отец Петр (Вино­куров) 4 октября 1937 года. Вечная ему память...

Когда батюшку арестовали, церковь тут же закрыли, стали ломать - пере­страивать. Кладбище закрыли. Увезли колокола, из церкви сделали общежитие для трактористов. Из святых икон сооружали нары и... туалеты. Бисер, которым иконы были украшены, весь сняли, дети делали себе из него бусы. Через некото­рое время в церкви открыли клуб. На месте алтаря располагалась сцена. А в войну здесь началось производство валенок. В алтаре на этот раз соорудили су­шилку для готовой продукции. В приделах находился катальный цех и цех, где ва­ленки стирали в горячей воде.

Разрушили окончательно Никольскую церковь, когда стали готовить село к перемещению в связи с затоплением из-за строительства Волжской ГЭС. В начале пятидесятых её уже не стало.

Но не могут быть напрасными все жертвы во имя Христово. Веру затоптать невозможно. Разрушены церкви, расстрелян священник, но вера продолжает жить в сердцах людей. Молились по домам. Почти через сорок лет после всех этих трагических событий как будто в утешение верующим в Новодевичьем про­бился новый совершенно уникальный родник.

Долгие годы ухаживает за родником жительница села Кулагина Татьяна Алек­сеевна. Она его первая и обнаружила восемнадцать лет назад, соорудила, как могла, простенькое ограждение из бака, поставила кружку. И всегда там по-домашнему прибрано, посажены цветы, вычищено русло ключа. Татьяна Алексеев­на нечаянно обнаружила, что родниковая вода помогает ей справляться со мно­гими недугами, и не только ей. Многие люди стали всё больше пользоваться этим даром природы. Неожиданно местная СЭС запретила пользоваться водой из родника, якобы она не годится для питья. Когда же по инициативе одного тольяттинского журналиста исследовали воду в лаборатории, оказалось, что по своему составу она уникальна и очень даже целебна.

Отец Николай (Кибалюк), настоятель шигонского Михайло-Архангельского храма, начал хлопотать о сооружении часовни на этом благословенном месте.

В 2000 году на деньги областного бюджета по благословению правящего Ар­хиерея на святом источнике была построена деревянная часовня. За строитель­ство её взялся предприниматель Юрий Борисович Артемьев. Часовня была освя­щена во имя святого пророка Илии протоиереем Николаем Кибалюком, при этом присутствовал губернатор Самарской области К. А. Титов.

Сегодня религиозная жизнь в Новодевичьем возобновляется. В 2001 году по благословению Владыки Сергия начался ремонт в здании бывшей конторы сель­хозтехники, которое было выкуплено главой Администрации Шигонского района А. Н. Лысихиным под молебный дом. Немало средств на восстановление здания пожертвовали предприниматели и местное население. В 2002 году ремонт, про­водимый отцом Николаем (Кибалюком), был завершён и в молебном доме в честь Казанской иконы Божией Матери начались службы. По благословению Архиепис­копа Самарского Сызранского Сергия настоятелем там стал иеромонах Амвро­сий (Бондаренко).

 

Список литературы и источников,  использованных при составлении настоящего издания:

... Историческая справка о селе Новодевичьем. Фомин Василий Иванович.


Текст по изданию: Московский Патриархат, Самарская епархия - ХРАМЫ ШИГОНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ: прошлое и настоящее, Шигоны, 2008. стр.46-52, 108.

История церквей села Новодевичье