Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Газета Новодевиченского района "КОЛХОЗНЫЙ ПУТЬ" 2.10.1958г., рубрика "Села нашего района"

Поселок ДРД

Из всех населенных пунктов нашего района самым молодым является, пожалуй, рабочий поселок ДРД. Основание его относится к 1930 году.

В стране бурно шло строи­тельство промышленных пред­приятий. Это вызывало потреб­ность в лесоматериале.

С северо-запада на юго-вос­ток наш район пересекают большие массивы лиственного леса, который представляет собой большую ценность. На­пример, дуб является ценнейшим экстрактовым сырьем, он также . идет на рудничную стойку. Береза разделывается на фанерный кряж, липа—на тарник, осина идет на спички и т. д.

Вот тогда-то и пришли в самую гущу леса с топорами и пилами поселенцы-лесорубы. Первыми из них были Погибловы Иван Семенович е сы­новьями: Михаилом, Петром, Александром и Иваном. Пос­ледний и поныне живет и ра­ботает на ДРД. Затем прибыли сюда, ныне пенсионеры: Мохнаткин Павел Николаевич с сыном Николаем, Богданов Григорий Сергеевич с сыном Иваном, Пыхтунов Никифор Евдокимович имногие другие.

Сокращенное название посе­лок получил от проложенной в 1930 году из леса до села Но­водевичья доско-рельсовой до­роги—ДРД, которая была по­строена для удобной и быстрой переброски древесины к местуводной транспортировки.

 Разработка леса велась пер­вое время примитивно, исклю­чительно вручную: топором, поперечными и лучковыми пи­лами. «Все  сознавали тог­да, — говорит Мохнаткин Павел Николаевич, — что молодая со­ветская страна очень нуж­дается в лесоматериалах, мы и в ручную работали не пок­ладая рук. От 12 до 16 кубо­метров заготовляли на попе­речную пилу в день».

«Вывозка древесины произ­водилась исключительно гуже­вым транспортом, — вспоминает Пыхтунов Никифор Евдокимо­вич, - по доско-рельсовой доро­ге. Возили из леса до Ново­девичья по 3 кубометра на од­ну лошадь».

За четыре года существова­ния доско-рельсовой дороги были перевезены по ней де­сятки тысяч кубометров дре­весины, На смену гужевому транспорту в 1938 ходу Ново- девиченский леспромхоз полу­чил, автомашины. Еще в доре­волюционные времена помещи­ком, неким Дурасовым через лес была проложена булыжная мостовая дорога для транспор­тировки хлеба к пристани Но­водевичье и сырья для сукон­ной фабрики в селе Подъячевке. Правда, мостовая предназ­началась для гужевого тран­спорта, но тогда была пригод­на и для автомашин.

Постепенно разрастался по­селок. Строились новые бара­ки для жителей, жизнь стано­вилась лучше. Но мирный труд прервала Великан Отечест­венная война. Но и в войну заготовка и вывозка древеси­ны на ДРД не приостанавли­валась. Женщины, дети, инвалиды - все трудились для фронта.

В послевоенный период на ДРД начала широко внедряться техника. Вместо поперечной и лучковой пилы появились передвижные электростанции.

(сначала с электропилами си­стемы «Вакон» для двух электропильщиков; а затем с усовершенствованными элек­тропилами системы «ЦЙ1НМЭ КЧ>» для одного электропильщика.

«В 1948 году,—говорит Галков Николай Михайлович,—я был электромехаником на пер­вой передвйжной ; электростанции Сначала трудно привыка­ли рабочие к механизирован­ной лесоразработке. По старинке были , склонны работать лучковой пилой да топором, а теперь привыкли и научились обращаться с элек­тропилами. Намного облегчился труд и увеличилась произ­водительность труда».

Постепенно в лесу на всех вида,х работ появилась новая техника: на заготовке—электропилы, на трелевке—треле­вочные тракторы, на вывозке —тяжелые грузовые автомобили.

 Сейчас на ДРД насчитывает­ся 64 хозяйства. Кроме 15 жи­лых бараков и домов имеется здание клуба, новый магазин, пекарня, конный парк, водо­качка. Все квартиры на ДРД радиофицированы. Имеется медпункт и школа.

С каждым днем повышают­ся материальное благосостоя­ние и культурный уровень жителей поселка. Почти в каж­дой семье — радиоприемник, патефон, гармошка, швейные машины, велосипеды и мото­циклы.

Дети многих рабочих вышли на большую жизненную до­рогу Сын Никифора Евдокимовича Пыхтунова - офицер Советской Армия. С гордостью рассказывает о своем сыне Михаил Афанасьевич Дунаев. В далеких северных морях он водит корабли. В медицинском и еельскохознйственном ин­ститутах учатся дети лесо­рубов Павла Ильича Елисее­ва и Ивана ГригорьевичаБогданова.

К сожалению, есть здесь и неудобства. Руководителям ле­сопункта и леспромхоза надо серьезно заняться благоуст­ройством пбселка ДРД и улуч­шением бытовых' условий"рабочих. Необходимо наладить работу водокачки и электри­фицировать квартиры рабочих. Для школы и медпункта обя­зательно нужно выделить от­дельное здание.

В. Фомин, селькор, газета «Колхозный путь» 2 октября 1952 года.

 (из архива библиотеки Новодевиченского СДК)

 

 Фотоархив Елапина Александра Васильевича - памятные фотографии посёлка ДРД 

 

Примечание: В Самарской области был еще один поселок с названием "ДРД":

"Поселок ДРД жил на Шелехметских горах всего около трех десятков лет “с небольшим перерывом”. Наверное, все, что от него осталось – кладбище, развалины в лесной глуши и папка документов в архивах Куйбышевобллесхоза. И еще – несколько человек, у которых в документах, должно быть, отмечено: место рождения – пос. ДРД Рождественского сельсовета Волжского р-на Куйбышевской области.

Между тем, ДРД появился в глубине леса только благодаря громоподобным событиям Большой Истории, сотрясавшей все континенты. Возник поселок в 1946-47 гг. В глубине леса к западу от села Шелехметь был устроен небольшой лагерь для пленных солдат побежденного Вермахта. Кому-то понадобилось забросить выходцев из центра Европы в самую дикую глушь на границе Азии, в чащу.
В поселке была устроена лесопилка, и лагерь снабжал государственные учреждения Куйбышева дровами и досками... Кирилл СЕРЕБРЕНИТСКИЙ,  Подлинная, хотя и краткая, история ДРД