Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Фомин Василий Иванович

ТРАДИЦИОННЫЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБЫЧАИ.

Они проходили и принимались сознанием граждан с особой торжественностью и благоговением. Приход же их ожидали долго, пребывая в мрачном настроении – постясь, молясь, ходя в церковь и слушая унылые пророческие проповеди. Приход праздника ждали с нетерпением, как чего-то возвышенного, словно озаренного ярким светом дня, веселого, вкусного и сытного.

На Рождество дети просыпались рано с торжественно-приятным ощущением. С церкви к тому же по селу уже разносился громовой гул большого 316-ти пудового колокола, призывавшего к Автор рисунка открытки Елизавета Меркурьевна Бём - Российская деятельница искусства (1843-1914)заутрени и оповещавшего начало большого праздника. В избе полутускло горела керосиновая лампа и ярко у «образов» - икон – свечи. А в ноздри уже лез жирно или сладко-приятный запах жареного, пареного, перемешивающийся с тонкими запахами пряностей – ванили, корицы, гвоздики, аниса. Матери, бабушки хлопотали у печи, готовя пироги и сладости. Хотелось попробовать чего-то сдобного, но до заутрени есть строго запрещалось. Вместо этого собирались и шли в церковь. На дворе стоял крепкий мороз, на небе ярко мерцали звезды, а снег в темноте казался синим.

В церкви свет от огромных люстр, полных свечей, ослеплял. Торжественное песнопение хора и бас дьякона поражал слух и держал на замирающем подъеме сердце. Мы, дети, уже учившиеся в начальных классах советской школы, мало вникали в содержание молитв и проповедей. Забирались больше проказничать  в боковые закутки, отгороженные деревянными решетчатыми перилами, и оттуда обозревали на стенах загадочные и непонятные картины из жизнедеятельности святых. Хихикали над молящимися, когда они клали земные поклоны, уткнувшись лбом в пол, долго не вставали. Хихикали, когда кто-то иронически произносил: «Смотрите, полегли сплошь, как бараны» Даже на исповеди, вопреки таинству и строгости мы умудрялись блеснуть остроумием. Для сокращения времени на эту процедуру священник накрывал детей ризой подвое, по-трое и задавал, навязшие у него на зубах, одни и те же вопросы: грешен ли, аккуратно ли молился, соблюдал ли пост, не соблазнялся ли на скоромное, слушался ли отца с матерью? И т.д. На все вопросы родители наказывали отвечать только двумя словами – «грешен, батюшка». Но мы с другом, не желая быть грешными, нарочито произносили «батюшка» с ударением на первом слоге. Получалось не мы, а грешен батюшка. За что он нас легонько оттукал крестом по головам – сердито бормотал: « не я грешен, а вы». И легким движение ноги выпихивал из-под ризы.

         Причащал священник одной каплей сладкого вина с кончика ложки. Нужно было раскрыть рот и не касаться губами ложки. Но сладкого причастия было так мало – мы старались слизнуть с ложки языком все, ба еще спрашивали:  «батюшка, дай еще». Он грозился и отмахивался от нас ложкой.

         После заутрени дети бежали домой сломя голову. Перехватив жирного пирожка, торопились в дома родственников и знакомых славить. Заранее заучивали наизусть длинное славословие. Многих слов не понимали и произносили искаженно. «Христос рождается славится. Христос «небездрящийся» - (на небо зрящий). Христос «на земсе вознеситеся» - (на небо возносится). Дева днесь присущественного рождает. Пасторы слово славят. Волхвы со звездою путешествуют...» и т.д. За полное, хотя и искаженное славословие щедрее вознаграждали деньгами и сладостями.

         После обедни справляли обильное застолье. После длинного поста прямо-таки объедались мясом и жирными пирогами. Проходило пиршество со спиртным. Таким запомнилось Рождество.

         Новый год отмечали так же как и теперь. Дети уже не утром, а вечером ходили по домам и пели «коляду»: «Коляда – коляда, где ходила, Коляда? Вокруг сударьева двора. Сударьев двор посреди Москвы, ворота пестры...» а дальше: «пышки, лепешки, свиные ножки в пече-то сидели, да на нас глядели – в кошель залетели. В кошеле-то мухи: им проели брюхи. С праздничком Вас! Сниму колпачок – пожалуйте пятачок!» Вознаграждали деньгами, конфетами, пряниками.

         Почти такая же торжественность и ощущение праздничности било на Крещение. После обедни в церкви на лед Волги во главе со священниками устраивалось шествие с иконами, хоругвями, крестами. Там уже заранее была пробита большая прорубь-купель. Называлась «Иордань». Возле нее проходил молебен. Воду поп святил. Желающие набирали в сосуды, ведра. Потом Иван Вырыпаев, по прозвищу «татарин», купался в проруби. После обеда устраивалось катание на лошадях, запряженных в сани, на льду Волги. (Мы с товарищем и его старшим братом однажды возвратились с катания с окровавленными копытами у «Вороного». Попало нам «на орехи» от их отца. Он сказал, что мы сильно гнали «Вороного» и он засек копыта о кое-где торчавший острый лед).

         Особо запомнившейся осталась в памяти Масленица. Рано утром мужской персонал от «Масленица». П. Н. Грузинский, 1889.мальчишек до стариков собирался на базарной площади возле церкви. Бутырские и заовражские становились в одну стенку. Или когда-как: бутырские и уличные против заовражских. Собравшись, недолго стоят – мнутся в нерешительности. Кулачный бой начинался с нас мальчишек. Кто-то из подростков вдруг скажет: «А ну-ка малец иди – дай уличному по сопатке». Бежишь и ни за что ни про что ударяешь противостоящего пацана. Тот дает сдачи. Кто слабее за того вступают постарше и покрепче. За мальчишками вступают в драку подростки, а затем и парни. Вскоре засучивают рукава и женатые. Бьются не снимая меховых рукавиц. Это входило в неписанное правило. Кулачный бой разгорается в массовом масштабе. Старики с длинными бородами стоят в сторонке, как судьи. Но и они покрякивают пир ударах, выкрикивают советы, чешут бороды и потирают кулаки в рукавицах с выражением: «Эх, кабы мне лет десяток назад». Бой идет по – молодецки. Победно высоко взлетают вверх шапки. Но бой проходит без обиды, без мести, без жестокости. И бьющиеся строго придерживались неписанных правил – слабого не бить, избирать в соперники равного по силе. С кровью на лице, или из носа, не бить, «лежачего» - упавшего не бить. За Кулачный бой рисунок с сайта http://www.profibox.ru/h_2.phpнесоблюдение этих правил могли наказать свои же. Бой кончался, когда одна из стенок начнет отступать и побежит. Но бывало и так, что заовражных прижмут прямо к Волге, но получив подкрепление от своих и от части бутырских, перешедших на их сторону, совместными усилиями гонят уличных до пожарки. Таких наступлений и отходов бывало по нескольку раз. Но, все равно, не важно кто побеждал или силы были равны, часам к 12-ти бой заканчивался дружелюбным перемирием. Дрались-то ведь не по злобе, а так и называлось – «на любака».

«молодых» - то есть только что поженившихся валяли в снегу.

         Придя с кулачного боя, садились за блины в масле, со сметаной, с молоком. Подправлялись спиртным. После 12-ти часов лошадные крестьяне, зажиточные, приказчики, купцы, украшали лентами, бубенцами, колокольчиками коней и запрягали в расписные сани и выезжали кататься по улицам села. Это была своего рода выставка иноходцев, смазанной, начищенной до блеска бляшками, сбруи, вычурных саней. Езда по улицам верениц упряжек продолжалась часа три. Вечером справляли застолье.

         Всю неделю молодежь – парни, девушки, а иногда и женатые катались с гор на дровнях, длиннющих лотках, вмещающих человек 15-20. Днища лотков намазывались коровиком и намораживались толстым слоем льда. Такой легко скользящий лоток набирал головокружительную скорость. Лоток или сани управлялись сзади длинным шестом. При движении лоток создавал грозный шум. С бутырской и заовражской гор, промчав немалое расстояние, катающиеся скатывались даже на лед Волги. Не обходилось и без аварий. Иногда калечились.

         В конце недели, провожая масленицу, вечером в селе, на бутырской и заовражной горах жгли огромные костры. В кострах сжигали бывшую  на подстилке у скота солому, сучья дрова и прочее. Вокруг костров водили хороводы с песнями. Парни соревновались в перепрыгивании через огонь.

         Пасха начиналась утром с веселого колокольного перезвона. В это время года весна только входила в свои права. Приятнее и веселее было, когда день с утра начинался ярким и солнечным. Просыхала земля, начинала зеленеть травка. Праздничное настроение создавалось Б. Кустодиев Пасхальная открытка (1912)прибранностью в избах: свежестью стен помытых или оклеенных новенькими обоями, вымытым потолком, до бела наскобленными полами, свежими занавесями на окнах, чистым постельным бельем; новенькой с иголочки и нарядной одеждой, запахом куличей, ватрушек и пышек.

         Дети с утра с большими нарядными из ткани «кисетами» - сумками, ходили по дворам и произносили торжественные слова: «Христос воскрес!». Хозяева за то награждали, раскрашенными в разные цвета, яйцами.

         Днем все жители, нарядно одетые, выходили из домов и рассаживались на крылечках или на скамьях возле завалинок – празднично беседовали. Молодежь – девушки и парни водили хороводы с песнями. Катались на качелях, подвешенных на «релях» - реях – две пары высоких связанных у вершины по три штуки жердей с бревном перекладом на верху. Жерди на земле были широко расставлены. Получались своего рода козлы. Качель из веревок привязывали посередине переклада. Два парня вожжами раскачивали катающегося. Жители всех возрастов катали тряпичный мяч с определенно расстояния друг от друга крашеным яйцам. Кто попадал в яйца – выигрывал и забирал. Играли дети и взрослые в различные игры, которых было много. Многие игры имели спортивное значение, хотя слово спорт еще не знали и никто не произносил. Играли в лапту, два – третий лишний, горелки, жмурки, пятнашки, ручеек, голышки. При последней игре рассаживали по кругу детей до 5-8 лет. Их называли «голышки». Двое парней или девушек спорили: чей это голышок. Спор решали путем бега по кругу в разные стороны. Кто первый добежит до голышка, тот выигрывает. Были любители играть в «Орла» на деньги.

         Мальчишки играли в «козни-бабки», чижик и другие.

         Всю неделю на колокольне трезвонили во все колокола. Мальчишки добирались аж до круглых окошек. Гул там был кромешный. Кроме того с колокольни и в селе палили из самодельных пушек.

         На Благовещение, чуть раньше Пасхи, в селе еще кое-где лежит снег и грязь, а горы освобождаются от снега и подсыхает земля. Вся молодежь собирается на бутырской и заовражных горах. На горах веселились, водили хороводы и играли, в основном в «горелки».

 

         В селе, как известно, почти не было зеленых насаждений. На троицу весна была уже в самом разгаре. Накануне жители украшали дома с внешней стороны зелеными, хорошо уже распустившимися ветвями. (в основном из берез). А некоторые с корня срубали и привозили из леса десяток полтора молодых березок и у дома сооружали из них своеобразную зеленую, шепчутся от ветра, беседку. Поэтому вся искусственная посадка называлась «Шепчина». Днем в шепчинах собирались побеседовать и отдыхали, на сооруженных на скорую руку скамьях, взрослые. Вечером шепчины занимала молодежь – рассказывали занимательные истории, сказки, анекдоты, пели хоровые песни. От появившейся на время зелени в селе, от праздничности было так светло и весело на душе.

         На «Семик» дети лентами переплетали черенки деревянных ложек. Дома готовили общую яичницу из молока и яиц. С яичницей шли в лес или сад. Там собирали цветы. Девочки плели венки и надевали их на голову. Все вместе играли и пели, специально приуроченные к этому празднику, песни. Затем садились в кружок на траве и с наслаждением ели яичницу.

         В день провода весны изготовляли чучело. С песнями несли его на шестах  к Волге и бросали в воду.

 

         Итак, я ответил всего на один вопрос. Коротко напомнил об основных традиционных праздниках. Были еще Иван Купала, Никола летняя и зимняя, Казанская и другие. День корпел над черновиком, кое о чем осведомился у Мани и Сани. Четыре дня в свободное время печатал. Вот такое это дело. По мере свободного времени постараюсь сочинить и чуть позднее прислать ответы и на другие вопросы. Хотелось бы знать: удовлетворит ли написанное?

          С глубоким уважением к вам Маня, Саня, Вася, Шура.

                                        До свидания.

                               25 января 1986 года. В.Фомин.

 

 

Фомин В.И. Традиционные дореволюционные праздники и обычаи