Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Данный раздел сайта начинается с воспоминаний Героя Советского Союза М.А.Суханова. На другие статьи и воспоминания Вы можете перейти в меню с левой стороны сайта. Пишите свои предложения, комментарии на странице Контакты 


Воспоминания Суханова Михаила Андреевича

 

Родился я в селе Новодевичье, что на правом берегу Волги несколько выше Жигулей.

В настоящее время Новодевичье стоит на берегу Жигулевского моря. Я буду вести речь о времени до создания этого рукотворного моря Все данные о Новодевичье я взял из работы моего племянника Василия Ивановича Фомина.

В царское время Новодевичье было центром Новодевиченской волости Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. В советское время село было центром Новодевиченского района Куйбышевской области. В настоящее время Новодевичье является рядовым селом Шигонского района Самарской области.

В Новодевичье Сухановых много и все они вышли из одного гнезда, о чем хранятся воспоминания до сих пор почти в каждой семье, носящей эту фамилию.

По историческим масштабам Новодевичье молодое село. Ему чуть больше трехсот лет. Юридическим основанием для возникновения села является Указ правительницы Софьи в 1683 году, в соответствие с которым Московский Новодевичий монастырь получил жалованную грамоту на «Симбирские Атрубские воды со всеми рыбными ловлями в тех урочищах в вотчину. Да им же против тех ловель на берегу Волги на нагорной стороне отвести под двор земли, где жить работным людям и для поклажи рыбы и всяких припасов, да к тому же двору под огород земли 500 сажен в длину и 500 сажен поперек». Населенный пункт, выросший на этом месте, был назван Новопречистенской слободой в честь церкви Новодевичьего монастыря.

Что же это за Атрубские воды? Выше Жигулей на протяжении нескольких десятков километров Волга имела два рукава. Судоходным был правый рукав, проходивший под крутым (как тогда говорили нагорным) правым берегом. Левый несудоходный рукав назывался Атрубой. Между рукавами было множество больших и малых островов, протоков проливов неглубоких хорошо прогреваемых солнцем мест. Все это были благодатные места для жизни и нереста рыбы.

Атрубские воды являлись богатейшими рыбными ловлями на Волге. Здесь в изобилии водились благородные виды рыб: белуга, севрюга, белорыбица, стерлядь, лещ, судак. Грунт в районе Новодевичья - чернозем.
Природа здесь удивительно красива. Главным украшением, естественно, является красавица Волга, Она здесь очень широка. Человек на другой стороне Волги кажется крошечным, но голос его хорошо слышен. Мимо села Волга течет почти строго с севера на юг. Течение реки спокойное, величавое (скорость течения не более полметра в секунду). Но в этой неторопливости чувствуется огромная мощь.

Когда смотришь на Волгу с горы правого берега, то дух захватывает от красоты. Сколько видит глаз, за Волгой раскинулись необозримые заливные луга с кущами деревьев и кустарников. Справа чуть просматриваются Жигули. А повернувшись в обратную сторону, увидишь обширные золотистые хлебные поля, по которым важно шагают длинноногие журавли, а в небе непрерывно звенят жаворонки. За полями виднеются лиственные леса, богатые животным миром и различными дарами природы.

Благодаря своему выгодному положению, а именно удобному выходу к прекрасной водной магистрали, Новопречистенская слобода быстро растет и становится центром торговли и транспортным узлом для окружающих сел и деревень.


В 1710 году огромные земли в районе Жигулей, и в том числе Новопречистенская слобода, были пожалованы сподвижнику Петра Великого Светлейшему Князю Меншикову в обмен на его Ингерманландские поместья. Этими землями Меншиков владел до 1727 года, то есть до своей опалы.

В 1768 году земли в районе Жигулей Указом Екатерины Второй жалуются “в вечное потомственное владение графам Орловым”. Новопречистенская слобода становится владением Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского. Это тот самый Орлов, который командовал при Екатерине русской эскадрой на Средиземном море и под его руководством в Чесме был сожжен весь турецкий флот.

Самого Орлова в Новодевичье никто никогда не видел. Приезжала в село только его дочь Анна Алексеевна. Кстати, о ней осталась хорошая память. Она при приезде обязательно встречалась с крестьянами, вникала в их нужды и даже оказывала помощь. Всех интриговала одна в ней особенность. Она всегда была в черной вуали. Одни говорили, что она очень некрасивая, а другие, наоборот, говорили, что она очень красивая. При Орловых Новопречистенская слобода была переименована в село Новодевичье.

В старом документе говориться: «Крестьяне состоят на оброке, платят в год с души по десять рублей. Промысел имеют хлебопашеством, рыбною ловлею, а некоторые имеют пчел, к чему они радельны. В зажитках своего состояния изрядны. Женщины сверх полевой работы упражняются в домашнем рукоделии, прядут лён, ткут холсты и сукна для своего употребления, а частично и на продажу».

В 1794 в Новодевичье сгорела деревянная церковь, простоявшая 81 год. В памяти народа сохранилась версия причины пожара, которая блестяще выражена одной фразой: «Воробей уху варил — Новодевичье спалил». Видимо, жил тогда человек по фамилии Воробьев или по прозвищу Воробей.

Было решено построить кирпичную церковь. Немного денег дала казна, часть денег дали купцы, немного собрали среди жителей села и окружающих сел и деревень. Но основную сумму дала Анна Алексеевна Орлова. Производство кирпича наладили в Новодевичье.

Пригласили иностранного архитектора. Он решил построить церковь с таким расчетом, чтобы она была видна далеко с Волги. Местом, удовлетворяющим это требование, оказалось озеро по середине села, которое питали два ручья. Ручьи отвели прямо в Волгу, озеро осушили и на этом месте в 1797 году построили каменную церковь с колокольней высотой 37 метров. Эта церковь стала одним из заметных архитектурных сооружений на Волге. В старом документе говориться: «Церковь каменная о трех престолах, первый во имя Казанской Божьей матери, второй во имя Николая Чудотворца, третий во имя Захария и Елизаветы — хорошей архитектуры».
На церкви было 8 колоколов Большой колокол в 316 пудов и 14 фунтов. Звук этого колокола был слышен в окружающих деревнях и поселках. Колокол средних размеров (Чернов колокол) в память о купце Чернове, который на свои средства отлил этот колокол. Пожарный колокол и 5 малых колоколов. После смерти купца Чернова ему была оказана такая честь - его похоронили в склепе около звонницы с той стороны, где висел его колокол.

В 1932 году церковь в Новодевичье решили разобрать. Начали с того, что с колокольни сбросили все колокола. Чернов колокол упал на склеп купца Чернова, пробил его, и мы, мальчишки, заглядывали туда и видели череп с рыжими волосами. После сбрасывания колоколов на шпиль церкви залез сельский комсомолец, привязал длинную веревку и сбросил её конец на землю. Затем он подпилил бревна, составляющие шпиль. На этом его роль закончилась. За конец веревки тащили в основном ребятишки, в том числе и я тащил. Женщины вокруг стояли, плакали и поносили безбожников. Всем руководил милиционер. После того, как упавший шпиль разобрали и освободили место, приступили к разбору кирпичной кладки церкви. Отковырянные кирпичи сбрасывали на землю. И что удивительно, кирпичи не раскалывались.

Из этих кирпичей в Новодевичье построили почту и школу. И долго еще все, кому требовался кирпич, и не только жители Новодевичья, но и жители окружающих сел и деревень, самостоятельно добывали себе кирпич, разбирая церковь.

 

Часть 2

Cело наше было богатое и беспокойное. Оно восставало и против царского правительства, и против советской власти. Восстание против Царского правительства было в марте 1907 года. Оно явилось результатом активной деятельности учителя пения И.К. Фоченкова, квартировавшего у моего отца. Революционную литературу привозил в село мой дядя. Суханов Василий Иванович, который по работе часто ездил в Сызрань, в Самару, в Симбирск.

Пик революции падает на март месяц. Все началось с того, что Фоченков вывел на улицу школьников. Они продефилировали по улицам с пением Марсельезы, неся плакаты и лозунги. К ним присоединились люди. Всего было около ста человек. Напротив квартир Урядника и полицейского, которые в этот день отсутствовали в селе, демонстранты останавливались и нестрого кричали: «Да здравствует свобода. Требуем земли, амнистии и воли». И шли дальше. На другой день демонстрация повторилась. В ней приняли участие около двухсот человек.

После шествия по селу демонстранты пришли на площадь, где состоялся митинг. Оратор А.М. Чернейкин говорил о необходимости свержения царского правительства, о том, как прекрасно будет им жить, когда они будут работать на своей собственной земле, какую свободу и счастье принесет им народная власть. Земля-то в то время была общинная, а не частная.

Все загорелись желанием как можно быстрее получить землю в частную собственность, и пошли гурьбой к Волостному Правлению устанавливать народную власть. Очистили Правление от всех работников и объявили Крестьянское Самоуправление. Первым и, кажется, единственным актом Крестьянского Самоуправления было постановление: «Податей не платить, войск в село не пускать!»

А как раз в это время в соседнем селе Шигоны находился карательный отряд 7-го Ревельского полка под командованием полковника Мекленбургского. 14 марта команда этого полка в составе двух офицеров и 50 нижних чинов прибыла в Новодевичье. Прибыла она к вечеру, прошагала через все село, не встретив никакого сопротивления, и расположилась на ночлег в здании библиотеки.

Узнав о прибытии военной команды, члены Народного Самоуправления собрались, и стали думать, что им предпринять. Было решено поднять крестьян, организованно подойти к зданию библиотеки и потребовать, чтобы солдаты покинули село. В случае отказа силой заставить их покинуть село.

Срочный сбор всего населения в те годы производился набатным звоном пожарного колокола. Для этого от пожарного колокола веревка всегда была спущена до земли, чтобы любой человек мог оповестить жителей села о пожаре или о каком-то другом стихийном бедствии.
Три активиста-революционера А.В. Макаров, Г.Г. Колесников и Н.А. Суханов побежали к церкви, чтобы ударить в набат, но веревка от пожарного колокола была кем-то обрезана. Тогда они побежали в дом церковного старосты В.С. Ковлягина и отобрали у него ключи от церкви. Церковь они открыли, закрыли изнутри, забрались на колокольню и ударили в набат.

Прибежали полицейские, взломали церковную дверь и полезли на колокольню арестовывать «звонарей». Но те убежали с колокольни. Двое из них спрятались в шпиле церкви, где их и поймали на самом верху шпиля. Третий же убежал на крышу церкви. Его ловили всю ночь и поймали только утром.

Собравшаяся толпа крестьян пошла к зданию библиотеки. При подходе толпы солдаты, естественно, были уже выстроены перед входом в библиотеку.
Как развивались дальше события судить трудно Единственным документом, говорящим о действиях сторон, является рапорт командира полка императору. Вот существенная для нас выписка из этого рапорта:

«Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше доношу, что охотничья команда (охотники – это добровольцы-солдаты, вызвавшиеся добровольно принять участие в какой-то конкретной операции) вверенного мне полка в составе двух офицеров и пятидесяти нижних чинов, вызванные в село Шигоны Симбирской губернии, срочно была командирована в большое село Новодевичье, где жители, сместив администрацию, установили «Самоуправление», постановив подати не платить и войск не пускать. Не смотря на распутицу, проваливаясь по колено в снегу, команда 14 сего марта в порядке подошла к селу Новодевичье, но жители никакой враждебности не выразили. Заняв здание библиотеки, расположились на ночлег, приняв соответствующие меры охранения. Около десяти часов вечера наружный часовой, заметив приближающуюся толпу народа, поспешил предупредить команду. По этому сигналу наружной охраны команда очень быстро вышла из помещения, но огромная толпа, вооруженная косами, с выстрелами по направлению команды, была настолько близко, что начальник команды штабс-капитан Ведер, не имел возможности использовать команду для залпа, пустил команду в штыки. Толпа была моментально разогнана. Благодаря такой мере насчитывается: только один убитый, но более 50 серьезно раненых и очень большое количество с менее значительными поражениями и ушибами от прикладов. От происшествия производится расследование».


Через день в Новодевичье приехали из уездного города Сенгилея полицейские и арестовали группу крестьян. И здесь же на месте всех арестованных разделили на две группы: активных и не очень активных. Главных же зачинщиков а также церковного старосту В.С.Ковлягина увезли в Сингилей и посадили в тюрьму. Ковлягина вскоре отпустили, а остальных отправили в ссылку на два года в Вятскую губернию.

Так закончилась Первая Русская революция на моей родине в селе Новодевичье. Эта революция хоть и была в масштабах одного села, но она прошла все этапы своего развития, свойственные любой революции. Была пропаганда, были шествия, были сходки, был сигнал к восстанию, было столкновения с войсками, был захват власти, были аресты руководителей восстания, был суд над руководителями восстания и ссылка их. Семь лет оставалось до величайшего события в октябре 1917, которое перевернуло жизнь каждого человека.


Как же жили новодевиченцы накануне такого события. Вот некоторые статистические данные на период 1910 — 1911 годов.
Количество жителей села – 3605 человек. Из них мужчин – 1701, женщин –1904, грамотных и учащихся – 1072 (из них – мужчин 756, женщин -316). Общее количество хозяйств (дворов) — 836.
Хозяйств с землей – 708
Хозяйств, имеющих избы — 786
Пашенных земель 6966 десятин (9, 8 десятины на одно хозяйство).
Количество лошадей 759
Количество коров и телок 759
Количество телят и телок 258
Количество овец и коз 2084 (2,82 на одно хозяйство)

Насколько же богато жили новодевиченцы. Приведу один пример. В 1913 году село Новодевичье почти полностью сгорело. К началу Первой Мировой войны село полностью отстроилось. Правда в этом случае сыграло чувство взаимовыручки, чем всегда славились жители этого села. В чем это выразилось, один новодевиченский купец пригнал в село плот строевого леса и раздал его весь своим односельчанам.

Это чувство взаимопомощи еще не угасло в душах жителей Новодевичья и в годы моего детства. Выражалось оно в таком действии как тайная милостыня. Это делалось следующим образом. Бедным людям ночью на крыльцо клали вещи или продукты, стучали в дверь или в окно и уходили. Хозяева выходили и брали то, что им принесли.
Я хорошо помню, что наша мать очень часто посылала нас к своей учительнице отнести кусок пирога или несколько булочек. В праздники это было обязательно, а между праздниками в те дни, когда у нас было что-то не рядовое, более вкусное, чем каждый день, Помню, что эта старушка зарабатывала себе на жизнь тем, что сопровождала музыкой немое кино. Умерла она после Великой Отечественной войны в нищете.

Часть 3

Мой отец Андрей Иванович Суханов. Выходец из богатой крестьянской семьи. Это видно из того, какой дом ему достался в наследство от отца. Дом стоял на центральной улице. Это был хороший просторный рубленый дом под железной крышей. Весь двор был крытый. В голодном 1921 году отец сменял этот дом на дом меньших размеров. В придачу он получил корову, десяток овец, несколько пудов зерна и еще чего-то.

Мой отец женат был три раза. Первая жена умерла в 27 лет, оставив ему двух дочерей и одного сына. Вторая жена умерла в 28 лет, оставив ему восьмилетнего сына. Третьей женой была моя мать Пелагея Григорьевна (Куличкина) родила ему трех сыновей и трех дочерей за первые десять лет замужества, всю остальную жизнь болела.

Юридически мой отец крестьянин - бедняк. Но хлебопашеством он не занимался. Свой надел земли он сдавал другому крестьянину исполу*. Сам же он занимался хлебным делом.
Осенью он принимал хлеб в элеваторе, привозимый крестьянами со всего района в качестве налога. Помню как он определял всхожесть хлеба. В нашем доме на всех окнах стояли небольшие ящички. В каждый ящичек он высевал сто зерен пшеницы, ржи, проса или овса. По количеству взошедших семян он определял всхожесть данного злака и возможный урожай в следующем году. Зимой отец покупал хлеб (зерно) на бирже для купца Баукина, жившего в уездном городе Сенгилее.

Летом отец заведовал пристанью того же купца. Кстати, в Новодевичье до революции было пять пристаней различных обществ и товариществ. Отец был хорошим столяром и краснодеревщиком. Помню, что у матери была шкатулка, инкрустированная деревом разных пород из множества стран. Отец сделал её во время кругосветного плавания.
Служил отец на балтийском море. Его корабль базировался на Гельсингфорс. Будучи на военной службе отец перешел из старообрядческой веры в православие. Приехав домой со службы, он перекрестил всех детей по православному обряду и снова повторил православный обряд бракосочетания. Во время войны с Японией отец был призван из резерва и служил в Кронштадте. В составе Второй эскадры шел на Дальний восток воевать с японцами.

В 1928 году я впервые увидел самолет. А это случилось следующим образом. Дело было летом. Все мальчишки были, конечно, на улице. Вдруг с неба стал раздаваться какой-то треск. Поднимаем головы и видим, – летит самолет и делает круг над селом. Мы бежали тоже по кругу, и потом каждый из нас хвастался, что именно он все время бежал под самолетом, что самолет был как раз над его головой. Самолет сел за околицей. Народ ринулся туда. Через некоторое время самолет окружила плотная толпа в несколько сот человек, самолет был типа По-2.

Из второй кабины вылез человек, встал на крыло и произнес горячую речь. Главным содержанием речи была мысль, что в буржуазном мире начался кризис и недалек тот день, когда вся капиталистическая система с треском рухнет и во всем мире восторжествует социализм.
Потом этот самолет, но уже без крыльев, прибуксировали в село, и поставили его около Народного Дома (так тогда назывался клуб). Через несколько дней в самолет сел летчик, запустил мотор (самолет был закреплен), а в струю мотора стали бросать солому, что должно было изображать шторм. А люди с аппаратами заснимали этот шторм. Говорили, что снимали кинокартину «Хлебороб».
Помню эпизод. Актриса играла сельскую девицу. Она должна была нести воду на коромысле. У нее это никак не получалось. Попросили сельскую девушку показать. Когда она несла воду, а шла она как королева, режиссер говорил актрисе: «Вот смотри, как это нужно делать».

Примерно в 1928 году я впервые увидел трактор. Это было летом. Мы, то есть, гурьба мальчишек, играли около водопроводной колонки. Вдруг мы услышали какое-то тарахтенье. Все насторожились. И тут из-за угла дома очень быстро, как нам показалось, выскочил трактор и стал разворачиваться в сторону колонки. Мы все врассыпную. Никакой кабины на тракторе не было. Тракторист сидел открыто. На голове у него был кожаный шлем с очками. Он был одет в кожаную куртку, в кожаные брюки, на руках кожаные краги и на ногах высокие сапоги.
Трактор остановился, тракторист сошел с трактора, взял ведро, наполнил его водой и стал наливать воду в носовую часть трактора. Потом он взял кривой железный прут, всунул его куда-то вниз носовой части трактора и стал крутить. Трактор несколько раз чихнул и затарахтел. Потом трактор так быстро развернулся, что мы даже еле успели отбежать, чтобы он нас не задавил и почти мгновенно скрылся из глаз.


В те годы в школу шли восьми лет. В ноябре 1929 года мне должно было исполниться 8 лет и в сентябре, я пошел в школу. В нашем классе оказалось два Сухановых Михаила. Класс был настолько переполнен, что на двухместной парте сидели три человека. Так мы учились около месяца. Видимо вопрос решался в вышестоящих инстанциях. Кончилось тем, что кому еще не исполнилось восьми лет, всех отправили домой. Так что я еще год гулял.

Как мы проводили время? Летом, главным образом на Волге. Интереснее всего было около пристани, тут пароходы приходят. Высыпают пассажиры, они покупают яблоки, вишни, сливы. И что нас больше всего удивляло, – они покупали у нас камышовые шишки. Вот чудаки-то думали мы. Таких шишек у нас кругом хоть пруд пруди. А они нам за них деньги дают.

Самым интересным было покататься на волнах, если удастся пробраться на пароход. Когда пароход отойдет от пристани, с его кормы прыгнешь и катаешься на волнах. Это была мечта каждого мальчишки.
К середине дня на пристани обычно раздается голос: «Ну что, мужики, не пора ли подумать об обеде». Вскоре от пристани отходит лодка с тремя мужиками. Лодка отходит метров на триста, и с неё опускают бредень. После нескольких опусканий лодка подходит к пристани, с неё выходят мужики с ведром стерляди. А на берегу уже приготовлен костер. Вскоре мужики уплетают стерляжью уху.
На Волгу отправлялись с утра. Мать дает наказ быть осторожным, не прыгать с парохода, а это ведь самое интересное. И под конец наставлений мать угрожает: «Утонешь, домой не приходи!». И так говорили все матери.
А как же проводили свободное время дети зимой. Это, прежде всего катание на коньках и лыжах. Не помню, чтобы у кого-то из моих друзей были коньки заводского изготовления. Да я и не помню, чтобы в магазинах Новодевичья продавались коньки. Мы катались на коньках собственного изготовления. Лыжи тоже делали сами из досок от бочки. Катались также на лотках. Теперь о лотках, видимо, и не знают. Лоток это доска, одна сторона которой покрыта льдом. Носовая часть лотка заострена.

В 1933 году был неурожай. В Новодевичье давали 100 г зерна на трудодень. Поэтому отец уехал в Новосибирск к нашему брату, который служил там летчиком. Следом за ним, в 1934 году наша семья переехала в Новосибирск.
По окончании десятилетки (79-я средняя школа г. Новосибирска) в 1940 году я сделал попытку поступить в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Но меня забраковала медицинская комиссия. Нашли какие-то непорядки в моем сердце.

*) исполу - пополам, за половину урожая

Очерки, воспоминания